Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.
Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.
О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист — психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского».
Официально
В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.
В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.
Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Начальная школа – это не только праздничная линейка и новые друзья, но и первые домашние задания. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к тому, что дома тоже надо учиться? Планируйте вместе с малышом Дети нередко испытывают панику, когда смотрят на длинный список домашних заданий. В планировании работы им понадобится ваша помощь. Заведите яркий недельный календарь, в который можно заносить расписание домашних уроков. Планируйте каждый день: десять минут на чтение, двадцать на правописание, пятнадцать на математику. Не забывайте вычеркивать из календаря выполненные задания – так малыш сможет оценивать, сколько он уже сделал, а сколько еще осталось. Сократите дополнительную нагрузку Реальность такова, что у современных детей после школы есть всего несколько часов, чтобы сделать домашнее задание. А ведь нужно еще найти время на приемы пищи, прогулки и игры. Если, помимо школы, у вашего малыша есть дополнительная учебная нагрузка, стоит подумать о том, как ее правильно распределить. Балет, футбол, музыкальная школа – все это хорошо для развития ребенка, но учеба в школе и возможность полноценного отдыха не менее важны. Если вы заметили, что малыш слишком устает и не успевает делать свои первые прописи, от дополнительной нагрузки стоит на время отказаться.
Спортивные достижения и состояние здоровья ребенка напрямую зависят от качества преподавания в секции, которую он выбрал вместе с родителями. Как правильно оценить, пойдут ли занятия спортом малышу на пользу, рассказывает Сергей Поляков, заведующий отделом ЛФК Научного центра здоровья детей РАМН.
Выбирайте тренера Как правило, при выборе спортивной секции для ребенка родители учитывают не только ее направленность. Ребенка нередко отдают заниматься конкретному тренеру, учитывая отзывы знакомых и рекомендации. При выборе тренера учитывайте его собственный спортивный уровень, достижения и квалификацию. Но не менее важны и его личностные качества – как он общается с детьми, насколько сильно способен их заинтересовать и сплотить. Нередко дворовые энтузиасты без золотых медалей и титулов работают с детьми гораздо эффективнее, чем бывшие спортсмены.
Наблюдайте за занятиями Прежде чем ребенок пойдет заниматься, зайдите посмотреть, как проходят занятия. Если тренер позволяет себе повышать голос, неуважительно относится к ученикам и создает в коллективе нездоровую конкуренцию – возможно, от такого наставника стоит отказаться. Даже если вы не присутствуете на занятиях, всегда расспрашивайте ребенка о том, как они проходят. Это необходимо, чтобы вовремя заметить, когда малышу становится тяжело психологически, и вмешаться. Иногда ребенок не рассказывает о своих проблемах, но у него неожиданно начинает «болеть живот» или «раскалываться голова» перед занятиями, и он старается сделать все, чтобы их пропустить. Это один из признаков того, что занятия стали для него некомфортны или неинтересны.
О том, как сделать личное пространство школьника экологически безопасным, рассказывают эксперт Александр Иванов, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Аналитического центра химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Борис Маракуша, профессор, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ им. Гамалеи. Электричество Мы живем в мире, насыщенном электромагнитными полями (ЭМП), постоянно подвергаясь их вредному воздействию. Особенно страдает от этого организм ребенка. Источники подобных излучений есть в каждой комнате: электропроводка, электроприборы, компьютеры и т.д. Все это создает так называемый бытовой «электросмог». Как же его рассеять? В детской нужно демонтировать выключатели, регулирующие интенсивность освещения. Их работа связана с резкими перепадами напряжения, которые вредят ребенку. Любой выключатель должен находиться на расстоянии не менее 1,5–2 метров от детской кровати. В детской небезопасно держать любую встроенную аппаратуру – от музыкальных центров до обычных бра. Сегодня невозможно представить себе школьника без компьютера. Но лучше, если ПК будет стоять не там, где ребенок спит. Дело в том, что компьютеры помимо основных частей – системного блока, дисплея, экрана, клавиатуры и т.д. – часто дополнительно оснащены сетевыми фильтрами, источниками бесперебойного питания и другим вспомогательным оборудованием. Все это во много раз повышает плотность ЭМП. Кроме того, под компьютерным столом сосредоточен клубок проводов, который является мощным источником электромагнитного излучения.
Известно, что рентгеновское излучение, помимо своей диагностической ценности, может негативно повлиять на организм человека. Поэтому наверняка большинство родителей при назначении ребенку рентгенологического исследования испытывают сомнения по поводу необходимости проведения такой процедуры. В каких случаях это действительно необходимо и как максимально обезопасить малыша от воздействия вредного излучения? Что такое рентгеновское излучение? Рентгеновское излучение – это поток квантов, не имеющих электрического заряда и распространяющихся прямолинейно со скоростью света. Оно имеет большое значение в медицине и является одним из важнейших методов клинических исследований. Рентгеновское излучение обладает особыми свойствами, которые не характерны для видимого света. Оно проникает через тела и предметы и поглощается в зависимости от удельного веса ткани. Так, например, в теле человека максимально рентгеновское излучение поглощается костной тканью, а воздухосодержащие среды проходит беспрепятственно. Поэтому на рентгенограммах легкие выглядят прозрачными, а кости дают интенсивные тени. При некоторых заболеваниях, таких, например, как пневмония (воспаление легких), патологический очаг выглядит на рентгенограмме как тень. С другой стороны, участок разрушения костной ткани при остеомиелите (воспалении костного мозга) является участком просветления.Рентгеновское излучение вызывает свечение некоторых химических соединений, что используется прирентгеноскопии. Оно обладает способностью разлагать соединения серебра, которые содержатся в фотоэмульсиях рентгеновских пленок, применяемых при рентгенографии. Это свойство лежит в основе получения любого рентгеновского изображения. Очень важным свойством рентгеновского излучения является его способность вызывать образование положительно и отрицательно заряженных частиц (ионов), что происходит при распаде нейтральных атомов. Поэтому это излучение не безопасно для живых существ. В научных исследованиях доказано, что рентгеновское излучение может вызывать мутации генов, приводящие к возникновению аномалий развития у потомства, и опухолевые заболевания у тех, кто подвергался облучению. Но дозы, которые получает пациент и персонал рентгеновских кабинетов при проведении данного вида исследований, небольшие и не приносят вреда при соблюдении всех правил техники безопасности.
|