Рациональное питание - одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Большое значение имеет правильный режим питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4 - 5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе и определяет не только время приема пищи, но и калорийный объем каждого приема пищи. Режим питания будет разным для детей, которые обучаются в первую и вторую смены. В качестве примера, можно привести следующие режимы питания (в % от калорийности суточного рациона): Для школьников, занимающихся в первую смену: 1-й завтрак (8 часов) - 20; 2-й завтрак (11 часов) - 20; Обед (15 часов) - 35; Ужин (20 часов) - 25. Для школьников, занимающихся во вторую смену: Завтрак (8 часов 30 мин.) - 20; Обед (12 часов 30 мин.) - 35; Полдник (16 часов 30 мин.) - 20; Ужин (20 часов 30 мин.) - 25. Промежутки между отдельными приемами пищи не должны превышать 4 - 5 часов. Таким образом, обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи, а также исключается чувство голода. Промежуток между ужином и завтраком следующего дня (ночной промежуток) не должен превышать 12 часов.
«Школьные годы чудесные»— идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с неудобной школьной парты и заканчивая редкими посещениями окулиста.
А ведь именно в это время у мальчиков и девочек идет усиленный рост и формирование скелета. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека.
Как пережить десять школьных лет и сохранить хорошую осанку?
- Размер мебели. Мебель, за которой будет работать ребенок, надо выбирать, ориентируясь на его рост. Оптимальная высота столешницы — на 5–6 сантиметров выше локтя опущенной вниз руки ребенка. А разница между высотой стола и стула — около20 см. Это соотношение, кстати, важно не только для школьника, но и для взрослых, вынужденных проводить весь день за столом.
- Компьютерный стол. Если планируется, что ребенок будет работать за компьютером, надо озаботиться покупкой настоящей «компьютерной» мебели.
Использование смартфонов или других «умных» гаджетов в школе явление, с которым еще предстоит разобраться. Но уже сейчас можно однозначно говорить, что из-за смартфонов дети постоянно отвлекаются, а, значит, не усваивают в полной мере материал, который дается на уроке. К тому же, учителю достаточно сложно переключить внимание ученика на себя и свой предмет со смартфона. Мемы и общение с «виртуальными» друзьями значительно более привлекательны, нежели теоремы по геометрии или изучение деепричастного оборота.Пока говорить о полном запрете гаджетов в школе не приходится. Многие эксперты сходятся во мнении, что ни к чему хорошему полный запрет не приведет. Поэтому очень важно, чтобы ребенку доходчивым языком объясняли и в школе, и дома, почему не нужно пользоваться смартфоном во время уроков. Начните с себя
Для того, чтобы у ребенка с детства начинали выстраиваться правильные отношения с техникой, родителям необходимо уделять этому аспекту достаточно много внимания. В первую очередь надо начать с самих себя: контролировать, как часто вы «залезаете» в свой смартфон, проверяете почту, отвечаете на сообщения, читаете новости, играете в игры. Ребенок копирует ваше поведение. И если вы не научитесь контролировать себя, то и требовать того же от ребенка будет крайне сложно.
Психологи советуют объяснять ребенку, что вести себя нужно одинаково, как в реальной жизни, так и в интернете. В этом случае ребенок не будет воспринимать смартфон, как возможность уйти от реальности. Немаловажно, чтобы вы стали посредником между вашим ребенком и смартфонов. Задавайте вопросы, просите что-то найти в интернете, задавайте задачи, чтобы у ребенка было желание исследовать реальный мир через смартфон, а не уходить от этого мира.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.
Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма:
- незнание детьми правил дорожного движения (ПДД); - отсутствие навыков и привычки соблюдения правил для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов и мотоциклов, пассажиров; - недисциплинированность или невнимательность детей на улице; - негативный пример со стороны взрослых при нарушении ими ПДД; - недостаточный надзор за поведением детей на улице; - перевозка детей без детских удерживающих устройств.
Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма:
- Обсудите и разработайте с ребёнком наиболее безопасный путь до школы. Пусть он сам проведет вас в школу и обратно домой.
- В городе дети должны ходить только по тротуару. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти. Повторяйте это каждый раз, когда выходите с ребёнком на улицу.
- Улицу нужно переходить по пешеходному переходу («зебре»). Сначала остановитесь на тротуаре и вместе с ребёнком понаблюдайте за движением.
- Если дорога регулируется светофором, нужно дождаться зеленого сигнала для пешеходов, затем убедиться, что все машины остановились и только потом переходить улицу.
- Всегда помните, что переходя дорогу, сначала следует посмотреть налево, а потом направо. Для закрепления результата, проговаривайте все свои движения: «Сейчас мы остановимся и подождем пока загорится зеленый светофор; повернем голову налево, а потом направо, убедимся, что машин нет».
- Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребенка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдет автобус и только потом начать переход.
- Прежде чем ребенок пойдет кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства зашиты и на его одежде присутствуют элементы из светоотражающего материала, или надет светоотражающий жилет.
- Не разрешайте ребенку и не позволяйте себе использовать наушники, телефон и прочие устройства на ходу, особенно при переходе дороги! Дети всегда копируют поведение родителей. Объясните, как важно слышать дорогу. Научите отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.
- Научите ребенка различать транспортные средства. Расскажите, как могут быть опасны грузовики, трамваи, автобусы, легковые машины. Дети должны запомнить, какие транспортные средства представляют наибольшую опасность.
- Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чѐм ошибка других водителей или пешеходов.
- Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребѐнка в постоянную привычку.
- Дети должны сидеть в специальном детском устройстве, и занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.
- Во время длительных поездок с детьми чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения! Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
сайт ПОКБ им Н.Н. Бурденко
Еще древние китайцы говорили – если дверь часто открывается, ее петли не ржавеют, а если человек много движется, то он не болеет. Сегодня автоматизация труда, повседневной жизни и развитие новых коммуникационных технологий уже привели к тому, что люди двигаются на 96% меньше, чем 100 лет назад. От малоподвижного образа жизни или гиподинамии, как называют ее в медицине, страдают не только взрослые люди и подростки, но даже дети школьного и дошкольного возраста. Отсутствие движения, которое необходимо для нормального роста и развития, приведет к тому, что через 15–20 лет в России вообще не останется здоровых людей.
Нынешняя система образования предполагает, что во время занятий ребенок большую часть времени сидит. Если в детсаду вместе с дополнительными занятиями дети за партами проводят в среднем 2–3 часа, то в начальной школе – уже 4–5 часов, а в средней и старшей – по 6–8 часов. Еще столько же времени ребенок готовит уроки, сидя за рабочим столом дома, и порой даже больше проводит за играми на планшете или компьютере. Учитывая, что сейчас родители прилагают усилия и вкладывают средства в основном в интеллектуальное развитие своих детей и потому отдают предпочтение изучению английского, программированию, рисованию или музыке, время «сидения» увеличивается еще на 2–6 часов в неделю. Получается, что вся физическая активность в лучшем случае сводится к урокам физкультуры, от которой многие родители хотят свое чадо избавить любой ценой. В худшем – к пешей прогулке до места занятий и обратно. Таких детей в стране, согласно официальной статистике, порядка 15%.Вот и выходит, что родители, сами того не осознавая, приучают детей к малоподвижному образу жизни, что обязательно скажется на их здоровье в будущем. И может быть, не таком уж отдаленном, как представляется.К самым распространенным симптомам гиподинамии относят: общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушение сна, эмоциональную нестабильность, депрессию. При хронической гиподинамии наблюдается ожирение, снижение плотности костей и выносливости мышц, учащенное сердцебиение, нарушение кровоснабжения органов и тканей, ухудшается иммунитет. В результате получается, что число российских детей, которые плохо учатся, часто болеют, имеют нарушения осанки и лишний вес, постоянно растет.
|