Как разговаривать с ребенком на интимные темы и выстроить доверительный контакт?
Цитата: «В подростковом периоде ребенок становится особенно чувствительным к оценке собственного образа со стороны значимых взрослых и сверстников. При этом родительский авторитет часто снижается на фоне приобретения новых кумиров и источников получения информации о «правильных» способах жизни. Однако, не всегда выбранные подростками авторитеты ставят перед собой цель не навредить ребенку, который и так стремится познать свои возможности путем проб и ошибок». — Зинченко Юрий Петрович — Вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, академик РАО, профессор, доктор психологических наук
Роль родителя в формировании интимной гигиены подростка несомненно велика. Несмотря на то, что иногда бывает очень трудно донести до подростка информацию, которая кажется нам правильной и истинной для всех, существуют различные психологические механизмы, с помощью которых мы можем быть услышанными.
Первое правило – встать в позицию друга. Подростки чаще всего проявляют нигилизм к родителям из-за стремления проявить свою взрослость, стать независимым. Так как опыта в это нелегком деле у них мало, они пытаются проявить себя отрицанием тех норм и правил, которые транслируются в семье. Поэтому крайне важно не только научить подростка уважать родителя, но и самим научиться уважать его взрослость и новые социальные роли. Разговор на интимные темы лучше всего встроить в общее обсуждение, а не проводить целенаправленно. Например, посмотреть вместе фильм, демонстрирующий взаимоотношения мужчины и женщины, рассказать историю из своей жизни, которая может натолкнуть подростка к размышлениям о собственном отношении к интимной и половой гигиене. Важно понимать, что у подростка нет задачи раскрыться родителю, поэтому сразу начинать задавать ему прямые вопросы бесполезно и неэффективно. Но если ребенок увидит, почувствует, что вы доверили ему какую-то свою сакральную историю, в которой готовы признать свои ошибки или, наоборот, чем гордитесь до сих пор, то это может стать первым шагом на пути к доверительному отношению с ребенком-подростком.
Второе правило – не быть категоричным в своих суждениях и оценке действий подростка. Стоит один раз дать ребенку понять, что вы осуждаете его поведение, вы автоматически выбываете из «списка друзей». Чтобы донести до подростка информацию о негативных последствиях несоблюдения интимной гигиены необходимо изначально представить все возможные способы ее соблюдения и бережного отношения к своему здоровью. Мы всегда должны оставлять подростку право на выбор траектории и пути развития. Ультимативная форма может вызвать обратный эффект. Таким образом, через рассказ о себе или обсуждение «выдуманной», «художественной» ситуации необходимо расположить подростка к одному из возможных способов соблюдения интимной гигиены.
Третье правило – регулярно и не навязчиво интересоваться знакомствами, романтическими отношениями своего ребенка. Чтобы разговор об интимной гигиене не стал неожиданностью, начинать выстраивать доверительные отношения необходимо уже в младшем подростковом возрасте (12-14 лет), когда для ребенка особенно важным становится общение с противоположным полом. Чем больше подросток будет чувствовать ваше принятие и стремление помочь ему, тем больше вероятность того, что он сам придет к вам за советом относительно половой и интимной гигиены.