Кто такой подросток?
В классической психологии есть несколько вариантов названия этого переходного возраста. Этот период называют пубертальным или пубертатным, отрочеством или переходным, половое созревание и т.д. Каждое из названий в принципе отражает особенности этого периода. Интересен тот факт, что этот период в жизни каждого человека выделяется только у цивилизованных людей. Проводившиеся в племенах наблюдения показали, что для них проблемы переходного возраста почти не существует.
Прежде всего, нужно отметить, что возраст этот сложен не потому, что «заиграли гормоны», здесь более сложная философско-экзестенциальная подоплека. Подросток ушел из того возраста, когда все было понятно и устойчиво. Он был ребенком, у него были любимые игры и игрушки, поведение и статус – «я – маленький!». При переходе в пубертатный возраст подросток становится потерянным. Он чувствует, что что-то поменялось, а что конкретно – непонятно, интересы меняются. В этот момент хочется найти интересное новое, соответственно, этим поделиться с близкими. Подросток – это уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он – просто «подросток». И разве по отношению к нему это честно? Каждый человек меняется и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать и как-то определять. И в этом ему нужно помогать. Хотя бы относится с уважением к его мнению и «взрослым мыслям». Поддерживать начало самостоятельного мышления, помогать перешагнуть проблемы, неизбывно возникающие при общении с окружающим миром: будь то учительница, одноклассники, лучшие друзья и непримиримые враги, а также сосед, который ему читает нотации у родителя за спиной. Ему нужно внимание взрослого ко взрослому. А не взрослого – к заболевшему ребенку. А уже затем и активно просыпающаяся сексуальная сфера найдет свои определения и решения быстро и без проблем.
У девочек в 9-10 лет и у мальчиков в 11-12 лет начинается важный период в жизни - подростковый возраст или период полового созревания. В это время происходит быстрое развитие ребенка, которое завершается у девушек к 16-17, а у юношей - к 18-19 годам. Родителям нужно знать, что перестройка детского организма – процесс непростой, требующий их внимания.
Физическое развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. В 12-13 лет девочки опережают мальчиков, потому что на два года раньше вступают в пубертатный скачок роста, у них в этом возрасте начинаются менструации. В 14-15 лет физические показатели мальчиков становятся выше, у них повышается деятельность желез внутренней секреции, половых органов, появляются поллюции. У подростков происходит развитие нервной системы, растет мышечная сила.
В подростковом возрасте быстро развивается сердечно-сосудистая система, растет сердце, вес которого удваивается. Иногда этот процесс не успевает за стремительно растущим организмом, поэтому дети жалуются на слабость, утомляемость, сердцебиение, у них может быть склонность к обморокам. Обычно такие расстройства постепенно проходят без всякого лечения. Чтобы система кровообращения соответствовала потребностям организма, подростку необходимы систематические физические упражнения, правильное питание, четкий режим труда и отдыха. Под врачебным контролем нужно держать ослабленных детей, которые страдают хроническими заболеваниями носоглотки и полости рта.
Проблемой является то, что по исследованиям специалистов, современные подростки по 18 часов в сутки проводят в состоянии неподвижности, то есть или сидят, или лежат. Половина детей практически не бывает на свежем воздухе, не занимается спортом. Свободное время подростки проводят за компьютером или телевизором. В результате они страдают от гиподинамии, поэтому работоспособность у них резко снижается, а здоровье ухудшается.
Еще одна проблема современного поколения – акселерация, то есть ускорение развития и роста подростков по сравнению с предыдущими поколениями. По наблюдению ученых, современные мальчики выше своих сверстников начала прошлого века на 16,2 см, а девочки – на 14, 2 см, соответственно увеличился их вес, раньше наступает половое созревание. Крупные и развитые, они по весу и росту не уступают взрослым, но нужно учитывать, что их нервная и эндокринная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы еще находятся в стадии развития. Нельзя переоценивать физические возможности подростков, потому что это может привести к нарушениям в состоянии их здоровья.
Процесс акселерации вызывает некоторые проблемы в воспитании подростков и юношей. Если раньше наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то теперь ситуация изменилась: вполне сложившиеся в нервно-психическом и физическом отношении девушки и юноши еще долго пребывают в положении детей. К тому же для овладения профессией требуется учеба в училище или техникуме, а также в вузе, которая еще дальше сдвигает сроки самостоятельности. Подростков продолжают излишне опекать, у них нет домашних обязанностей и они не испытывают ответственности за свои поступки. Вот почему происходят противоречия между их физическим созреванием и недостаточной социальной зрелостью.