Поиск по сайту

Страховые компании по ОМС

Филиал ООО «Капитал МС» в Пензенской области

Авторизация

Полезные ссылки

Федеральное медико-биологическое агентство России

Территориальный орган Росздравнадзора по Пензенской области

Федеральная служба по надзору в сфере Здравоохранения

Электронное Правительство - Госуслуги

Заметили ошибку, опечатку?

Выделите текст с ошибкой, затем нажмите сочетание клавиш Shift + Enter и отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.

Особенности семейного воспитания в неполной семье

Семья, в которой ребенок воспитывается одной матерью, в наше время стала, к сожалению, обычным явлением. Основными причинами возникновения неполных семей являются: юная девушка беременеет, а молодой человек её покидает; развод родителей;  решение рождения внебрачного ребенка матерью-одиночкой; потеря отца в результате его смерти - распад здесь непреднамеренный; лишение родительских прав одного или обоих родителей. «Остаться одной с ребенком» - это такой пусть непроговариваемый, но ясно ощущаемый социальный проигрыш, на который смотрят, возможно, и вежливо, но с оттенком жалости.
Воспитывая малыша одна, женщина выбирает различные виды поведения по отношению к отцу ребёнка: никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было; пытается обесценить отца; создание у ребенка представления об отце как обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Последний из них самый правильный, но трудный, требующий от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, преодоления горечи от пережитой несправедливости или обиды.
 

Одинокая мама пытается все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей и в плане воспитания и в плане материального обеспечения семьи. А дети становятся «доверенным лицом» для матери, что приводит к их быстрому взрослению и они берут ответственность за счастье матери на себя. Что касается материальной стороны жизни, то главное, постепенно познакомить детей с уровнем финансовых возможностей своей семьи. Однако некоторые одинокие мамы стараются максимально дать своему ребенку то, что есть у детей из полных семей, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в подлинных тиранов.
Для того чтобы избежать подобных проблем будет лучше, если мать, воспитывающая ребенка одна, постарается не столько возмещать экономические недостатки, сколько усиливать другие стороны воспитания: она должна постараться обеспечить ребенка духовными, непреходящими ценностями, не покупать, а созидать свою материнскую любовь.
Весьма распространенная ошибка одиноких матерей — это попытка заполнить ребенком всю свою жизнь. Нельзя жертвовать своей собственной жизнью ради детей, сильно привя-зывать к себе ребенка.  Потом у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой. Искренне любя своего малыша, одинокая мама должна думать не только о нем, но и о самой себе и о других людях. Важно, чтобы мама сама была счастлива!
Для детей, воспитываемых только мамой  характерно наличие повышенной личностной тревожности и чувства неполноценности.
По данным зарубежных исследователей, среди мужчин, не имеющих длительные эмо-циональные привязанности или не вступающих в брак, большинство дети одиноких матерей.
Воспитание в неполной семье влияет на интеллектуальное развитие ребенка, отсутствие отца в семье (с чем бы оно не было связано), наиболее сильно сказывается на математических способностях, как мальчиков, так и девочек. Мальчики, воспитывающиеся без отца, обнаружили типично женский интеллектуальный паттерн: они более успешны в вербальных заданиях, чем в точных науках.
Лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на лич-ностное становление своих детей. У таких мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки.
Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. В свою очередь у матери несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына. Ребенок лишается инициативы самостоятельности, боится без мамы сделать шаг.
В исследованиях было установлено, что дети из неполных семей более склонны испытывать чувства личностной тревоги и собственной неполноценности, чем дети из полных семей. Отсутствие отца отражается на половой идентификации как мальчиков, так и девочек, на взаимоотношениях с противоположным полом, на будущих супружеских отношениях. Вероятность распада брака у выходцев из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.
У детей из неполных (материнских) семей при сравнении себя со сверстниками, остро проявляется желание «быть как все», т. е. реализовать потребность находиться в семье, иметь обоих родителей.
Как же справляться с этой ситуацией? Прежде всего - нужно попробовать найти кого-то, кто мог бы частично могут взять на себя функции отсутствующего партнера. Родители, дяди, братья, знакомые - все они, так или иначе, могут частично взять на себя то, что поможет молодой маме и малышу почувствовать себя комфортнее физически и психологически.
Сложно ли оказаться одним родителем ребенку? Видимо, да. Но любая ситуация, воспринимаемая как сколько-нибудь трудная - это - в силу именно препятствий, необходимых усилий и проч., еще и ресурс. Ресурс для того, чтобы стать сильнее и опытнее. У мамы, в особенности той, которая откажется считать себя, этот ресурс точно есть.
В заключении, хочу сказать – у одинокой мамы есть все шансы воспитать достойного человека, если она постарается.

                                                                С уважением, медицинский психолог МСЧ №59 Наталья Алакина.