Что слышит ребенок в утробе матери?
При благополучной беременности внутриутробное существование ребенка можно смело назвать периодом безмятежной жизни. Причем жизни, наполненной звуками.
С 20 недель доходящие до малыша звуковые волны постепенно начинают вызывать у него слуховые ощущения. Первыми из них выделяются внутренние шумы, создаваемые материнским организмом: ее кровотоком и кровотоком в плаценте, стуком сердца, голосом, шумом легких, перистальтикой кишечника, работой желудка. Ведущими среди них по уровню громкости являются стук сердца и голос матери. В настоящее время считается доказанной способность новорожденного узнавать голос мамы, который он слышал, находясь еще внутриутробно.
На шестом-седьмом месяцах внутриутробной жизни ребенок не только слышит, но и хорошо дифференцирует внутренние звуки. Если мама волнуется, у нее встревоженно бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш затихает, замирает. До него доходят гормоны, соответствующие отрицательным эмоциям матери, которые вызывают ухудшение его самочувствия. Эта связь - характер звука и соответствующее ему эмоциональное и физиологическое состояние, - закрепляется и остается в его памяти. С этого же времени становится возможным зафиксировать реакцию плода на внешнее звуковое воздействие: в ответ на резкие звуки малыш пугливо сжимается или начинает вести себя беспокойно. Таким образом, с этого момента мы можем говорить о его эмоциональном восприятии звуков и о формировании соответствующего опыта.
С восьмого месяца способность малыша дифференцировать звуки совершенствуется. Было доказано, что помимо внутренних шумов организма матери плод слышит внешние звуки, которые проникают в матку в ослабленном и измененном виде за счет водной среды и накладываются на внутренние шумы.
После 32 недель развития ребенок способен не только различать внешние шумы, а также дифференцировать их, причем в первую очередь он слышит низкие звуки, а потом высокие. Гораздо лучше плод воспринимает внешние звуки, окрашенные эмоциональным восприятием матери. Под влиянием эмоций матери он способен «делить» голоса окружающих людей на дружеские и враждебные.
Начиная с 32-й недели, плод реагирует на музыкальные тоны, проникающие в матку, если они по своей силе превосходят ее основной шум. Реакция плода на музыкальные звуки выражается в учащении сердцебиения, иногда в изменении его двигательной активности. Помимо проникновения к плоду звуков музыки через брюшную стенку, имеет большое значение канал костной проводимости звука и эмоциональный ответ матери на конкретное музыкальное произведение.
Малыш «предпочитает» слушать музыку классиков, народные песни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет например, эстрадную, рок-музыку. Как правило, негативные реакции вызывает у ребенка эстрадная музыка, характеризующаяся четким, однообразным ритмом, большой громкостью и низкочастотными колебаниями.
Особенно благотворно влияют на нервную систему малыша и формирование его мозга музыка Моцарта (успокаивает, в период кормления увеличивается количество молока), Вивальди, Штрауса.
Малышам нравится слушать:
- Антонио Вивальди «Времена года»;
- В. Моцарт;
- П. Чайковский «Времена года», основные мелодии из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», пьесы из «Детского альбома»;
- Дж. Верди песенка герцога «Сердце красавицы склонно к измене» из оперы «Риголетто», застольная песня из оперы «Травиата»;
- И. Штраус, вальсы, музыка из оперетты «Летучая мышь», «Альпийская сказка»;
- Э. Григ песня Сольвейг.
На самом деле музыка воздействует на вас обоих. Поэтому привычка ставить диск с классикой или романтическими мелодиями полезна не только в целях воспитания будущего ребенка. Исследователи утверждают, что пятнадцати минут просушивания классики достаточно, чтобы снять усталость и утомление от напряженной интеллектуальной деятельности.
Конечно, нельзя утверждать, что мама, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца.
С помощью звуков вы расширите первую вселенную малыша. Вы можете слушать не только музыку, но и звуки природы с музыкальным сопровождением и без него: шум прибоя и представлять море, пение птиц и стрекотание кузнечиков и оказаться в своем воображении в веселом летнем лесу, шум прибоя и крики чаек и вспомнить отдых на море...
Можно не только слушать музыку, но и петь песни самой. Напевая, женщина может прислушиваться к реакции будущего малыша на различные слова и звуки. Со временем становится понятно, какие песни ему нравятся, а какие - нет. Если нравится, он словно поглаживает вас изнутри. Если же малышу что-то не нравится, то он вполне способен на резкие удары или пинки. И пока мама не прекратит занятие, которое малышу не нравится, эта акция протеста не закончится.
Во время пения состояние будущей мамы заметно улучшается: сердце работает более ритмично, приходит в норму артериальное давление. Благодаря тому, что во время пения тренируется дыхательный аппарат, поющие мамы меньше подвержены респираторным заболеваниям.
Пение служит и кислородным тренингом для ребенка. Женщина вдыхает то больше, то меньше воздуха, задерживая на какой-то период дыхание и тем самым непроизвольно регулируя поступление кислорода к ребенку. Для него это очень необходимая тренировка перед родами.
И не надо комплексовать по поводу своих вокальных данных. Вашему ребенку важен ВАШ голос, а не то, как вы поете!
Следует особо отметить воздействие на ребенка сильных шумов, которые являются для него травмирующим фактором и, возможно, приводят к развитию дефектов слуха, врожденной тугоухости и даже глухоте. К сильным шумовым раздражителям можно отнести промышленные шумы, шумы, возникающие при взлете самолетов (опасно для беременных женщин, живущих рядом с аэродромом), громкие бытовые звуки и прослушивание музыки, где преобладают низкочастотные колебания.
В заключении можно сказать, что звуки оказывают значительное воздействие на развитие органа слуха и вестибулярного аппарата плода. Так не отказывайте своему ребенку в разнообразных звуковых ощущениях!
* * *
Медицинский перинатальный психолог МСЧ №59 Алакина Наталья Григорьевна.