Мой ребенок - левша
Люди-левши всегда вызывали любопытство и интерес окружающих. Бытовало представление об их особой умелости и сноровке (вспомните лесковского Левшу, подковавшего блоху) или, напротив, о явном изъяне, существенном отличии от большинства нормальных людей. Последним соображением руководствуются некоторые решительные мамы леворуких детей, которые со свойственной им напористостью делают все, чтобы их ребенок стал таким, как все. Более осмотрительные родители с тревогой спрашивают: "Нужно ли ребенка-левшу переучивать? Является ли леворукость серьезным отклонением?"
Факты – вещь упрямая.
Люди, считающие леворукость отклонением от нормы, подозревают, что леворукие субъекты умными быть не могут. В действительности интеллектуальное развитие левшей ничуть не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют себя в архитектуре. Среди леворуких немало талантливых математиков и выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущества не только в боксе, но, как известно, и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.
Думаю, что родителей леворуких детей успокоят известные факты о том, что левшами были римский император Юлий Цезарь, художники Леонардо да Винчи и Микеланджело, Чарли Чаплин, ученый-физиолог И.П. Павлов, президент США Б.Клинтон. Этот список известных леворуких личностей можно было бы продолжить, но и так достаточно ясно, что леворукость никак нельзя называть болезнью или рассматривать как серьезный порок. Правильнее проанализировать происхождение леворукости и возможности полной адаптации левшей в преимущественно праворуком мире.
Много ли левшей среди нас?
Данные по разным странам очень разнятся. В тех из них, где леворукость считается серьезным пороком (например, в Китае), число левшей оказывается незначительным: люди скрывают свой "изъян". В европейских странах, по данным статистики, левшей больше, так как общество весьма терпимо относится к этим особенностям. В среднем среди населения распространенность леворукости составляет от 1,5 до 8%.
В каком возрасте родители чаще всего замечают, что их ребенок – левша? Обычно это происходит в 1–2 года. Окончательное предпочтение левой руки определяется к 5–6 годам. К этому времени наблюдательные родители знают, какой рукой их ребенок расчесывает волосы, держит ложку, рисует, режет ножницами, бросает мяч, складывает кубики. Врачам и психологам известны дополнительные приемы определения леворукости.
Детям младшего возраста можно предложить следующие задания: отвинтить крышку бутылочки, развязать узел веревки, поднять предмет с пола. При этих действиях ребенок, понятно, будет активнее пользоваться ведущей рукой. Для детей постарше уместны задания посложнее. При переплетении пальцев рук сверху оказываются пальцы ведущей руки. Головку часов любой человек заводит своей более активной рукой. При скрещивании рук на груди (в "позе Наполеона") сверху оказывается предплечье главной руки. При аплодировании ударные действия выполняются более активной рукой. Указанные тесты предельно просты, и каждый читатель может попробовать их на себе, впоследствии предложив эти методы своим детям. Существуют несложные приемы определения ведущего уха, глаза, ноги. Специалисты (врачи и педагоги) знакомы с ними. Замечу лишь, что степень выраженности леворукости оценивается с учетом результатов всех названных тестов.
Наукой доказано.
Обсуждая проблему леворукости, нельзя не коснуться вопроса распределения функций мозга. Около ста лет назад ученые установили, что два полушария мозга несут неодинаковую нагрузку, выполняя разную работу. У правшей в левом полушарии мозга находится моторный центр речи, поражение которого (допустим, вследствие кровоизлияния в мозг) приводит к нарушению произношения. Позже в том же левом полушарии обнаружили сенсорный центр, изменение которого вызывает расстройство понимания речи. Более того, там же (слева) расположены центры письма и чтения. Таким образом, способностью к пониманию речи, возможностью общения с себе подобными, овладением чтением и письмом человек обязан левому полушарию своего мозга. Левая половина отвечает за операции с цифрами, решение простейших арифметических задач или сложных математических формул. Запомнить сотни иностранных слов или стихотворение, убедительно и четко говорить – это тоже заслуга левой сферы мозга.
А что же правое полушарие – пассивное, второстепенное, ненужное? Оказалось, что правая половина мозга отнюдь не является балластом, так как благодаря ей людям доступно восприятие музыки, способность различать интонации, мелодии, петь, узнавать голоса близких. Любопытно, что участие обоих полушарий мозга в восприятии музыки различно. С участием левой сферы воспринимается ритмическая рок-музыка, а понимание серьезной, классической музыки возможно при активизации правого полушария. Если выключить правое полушарие, человек не сможет ориентироваться в пространстве, запоминать определенную местность, расположение вещей в собственной квартире, пользоваться приборами и инструментами. Правому полушарию мы обязаны также способностью различать сложные изображения, запоминать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной происходящего (допустим, за хоккейным поединком). Воспоминания прошлого, милые сердцу или неприятные переживания прежних лет также осуществляются правым полушарием.
Следовательно, леворукость отражает наследственную и сформировавшуюся в течение жизни систему функционирования головного мозга. Переучивать леворукого ребенка – это значит серьезно менять его биологию, перекраивать сложившийся стойкий стереотип деятельности. Нет сомнения, что перестройка такого рода окажет отрицательное влияние на психику ребенка, приведет к появлению разнообразных невротических расстройств – страхов, тиков, нарушений сна, недержания мочи, заикания. Таким образом, ответ на частый вопрос взрослых очевиден: родителям и педагогам переучивать ребенка-левшу пользоваться правой рукой не следует.
В заключение несколько советов.
Если у вашего ребенка леворукость, то родителям не надо подчеркивать его отличие от сверстников, а, напротив, необходимо всячески подбадривать и хвалить малыша. С годами, естественно, он сам заметит свои особенности, но к этому времени он научится достаточно умело приспосабливаться к жизни. Процесс адаптации леворуких детей в преимущественно праворуком мире непрост. Ведь все, что окружает ребенка, рассчитано на правшей: приборы, часы, телефон-автомат, инструменты для ручного труда, обычные ножницы и, наконец, рычаги управления автомобилем и самолетом – все ориентировано на правую руку потребителей. Но самолет и автомобиль – это проблема далекого будущего, в детстве гораздо существеннее для левши помощь в овладении письмом и чтением.
За партой леворукий ребенок должен сидеть слева, при таком положении ему не будет мешать правая рука соседа. Правой рукой надо придерживать тетрадь, а левая должна свободно располагаться на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Лучше, если кисть левой руки находится под строкой, при этом ребенку виден образец и не смазывается написанное ранее. Тетрадь следует располагать с наклоном вправо и направленностью правого нижнего угла страницы к средине груди школьника. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево. При таком необычном направлении письма у него все получится, если он будет постоянно упражнять свою левую руку. Для начала неплохо предложить детям завязывать и развязывать шнурки, перекладывать мелкие игрушки, застегивать и расстегивать пуговицы – все это, разумеется, левой рукой. Полезна также гимнастика для тренировки точных движений пальцев и кисти руки. С комплексом рекомендуемых упражнений родителей могут познакомить врач или педагоги.
При письме леворукие дети допускают характерные ошибки: путают схожие по форме буквы. Это могут быть типичные для зрительного письма изъяны, при этом вместо с ребенок пишет э, з вместо е и т.п. Неплохо для запоминания правильного начертания букв прибегнуть к образному изображению трудных букв: рядом с о нарисовать обруч, ф представить вместе с очками, п – с перекладиной и т.п. Наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики, макеты вообще полезно использовать при обучении левшей в силу свойственных им образности мышления и эмоциональности восприятия.
Нехитрыми приемами такого рода вы поможете своему ребенку овладеть грамотой, а на будущее усвоить, что никаких препятствий в жизни для левши не существует.
* * *
Брагинский В., кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Статья предоставлена газетой "Здоровье детей".